- Details
- Last Updated on Wednesday, 26 February 2014 13:17
Агробизнес - образование
В целях развития системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий области, на основании приказа управления образования и науки Тамбовской области от 06.09.2011 № 2170 «Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок» на базе МБОУ Заворонежской СОШ открыта областная опытно – экспериментальная площадка по теме: «Организация системы непрерывного агробизнес-образования в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений».
Актуальность темы продиктована тем, что процессы реформирования экономической системы России сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса. В системе АПК меняется характер социально-экономических отношений, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан.
Территория Центрального Черноземья, благодаря природным возможностям и климатическим условиям, всегда имела сельскохозяйственный профиль. И современная политика администрации Тамбовской области ориентирована, прежде всего, на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области Центра продовольственной безопасности.
Мичуринским государственным аграрным университетом разработана Концепция и Программа развития системы непрерывного агробизнес – образования Тамбовской области, которые обеспечивают ведение организационной работы по внедрению системы агробизнес-образования в образовательные учреждения Тамбовской области разного уровня «учреждения общего среднего образования – учреждения НПО – учреждения СПО – вуз», по пропаганде аграрного и агробизнес-образования, предпринимательской деятельности в сфере АПК.
Теоретическая и практическая значимость опытно-экспериментальной работы состоит в подготовке программного и учебно-методического сопровождения системы агробизнес-образования.
Опытно-экспериментальная работа направлена на формирование у обучающихся школы активной природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, предприимчивости при организации бизнес - деятельности в АПК.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- продолжить интеграцию тем по агробизнесу в рабочие программы учебных курсов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- продолжить адаптацию содержания учебных разделов, тем агробизнес-образования к возрастным особенностям детей и требованиям программного материала учебных курсов на каждой ступени обучения;
- совместно с межшкольным учебно – производственным комбинатом отработать технологии и формы организации учебной деятельности обучающихся, направленные на овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания объектов труда и их реализации на рынке товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства, определения своих жизненных и профессиональных планов и путей их воплощения, в первую очередь, в отношении агротехнологических специальностей;
- разработать программы дополнительного образования, направленные на овладение учащимися навыками исследовательской и проектной деятельности в рамках научных обществ;
- продолжить работу по подготовке бизнес - проектов.
Учителем начальных классов МБОУ Заворонежская СОШ, учителем высшей категории Касторновой Т.А. совместно и под руководством профессора, доктора экономических наук МичГАУ Касторнова Н.П. разработан материал по агробизнес-образованию для обучающихся 4-5 классов общеобразовательных школ. Данный материал можно использовать как самостоятельно на уроках окружающего мира, литературного чтения, так и в рамках дополнительного образования.
Данный материал представлен в виде:
Учебное пособие "ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 4•5 классы"
Методические рекомендации по реализации непрерывного агробизнес-образования
Примерное планирование занятий по реализации непрерывного агробизнес-образования
Содержание учебного модуля "ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Рабочая тетрадь "Основы природопользования и охраны" 4 класс
Рабочая тетрадь "Основы природопользования и охраны" 5 класс
Интернет-выставка творческих достижений школьников
Тема проекта:
«Ремесленная мастерская»
«Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили»
Основная идея проекта:
Возрождая народные промыслы,
вносим свой вклад в развитие современного агробизнеса
Руководители проекта:
Жукова Валентина Викторовна - директор школы;
Радченко Оксана Васильевна – заместитель директора школы по УВР.
Выставку подготовили:
Шелковников Геннадий Дмитриевич, учитель технологии;
Зацепина Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства;
Манаенкова Лариса Сергеевна, учитель технологии.
Основная цель проекта:
Формирование у обучающихся школы активной жизненной позиции, предприимчивости при организации бизнес - деятельности в сфере АПК.
Задачи:
1. Самоопределение обучающихся, формирование жизненных и профессиональных планов, путей их воплощения, в первую очередь, в сфере АПК.
2. Овладение обучающимися общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания объектов труда и их реализации на рынке товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства.
3. Развитие предпринимательской активности обучающихся.
Краткое содержание проекта:
Проект реализуется в рамках экспериментальной работы по внедрению непрерывного агробизнес – образования по двум основным направлениям – обработка древесины и работа с тканью. Художественная обработка древесины и ткани уходит корнями в далекое прошлое. Раньше, особенно в деревнях, очень многие владели этими ремеслами, но постепенно число ремесленников уменьшилось. Поэтому изготовление изделий из дерева и ткани - увлекательное и достаточно прибыльное дело. Научиться, при желании, может практически каждый, материал всегда под рукой, вложения на начальном этапе минимальны, а конкуренция невелика.
Проект «Ремесленная мастерская» охватывает все направления образовательной деятельности школы. Так, в начальной школе обучающиеся знакомятся с историей русских ремесел, осваивают простейшие приемы. На уроках технологии девочки изучают различные техники вышивания и вязания. Мотивов для создания вышивки великое множество, это могут быть и цветочные композиции, и сценки, и целые картины, вышивка может быть выполнена по эскизу заказчика к определенному торжеству.
Мальчики осваивают различные техники и приемы обработки древесины. Например, в технике геометрической резьбы по дереву изготавливаются разделочные доски и шкатулки, на токарном деревообрабатывающем станке - подсвечники, заготовки для матрешек и яиц. На уроках изобразительного искусства декоративные разделочные доски расписываются красками, при этом используются различные приемы: от примитивных стилизаций до подражаний художественным техникам (хохлома, палех). Матрешек можно расписать в привычном, народном стиле, а можно создать современную композицию, например семью из 4 человек: мама, папа, сын и дочь. Такие сувениры можно изготавливать на заказ, обыгрывая различные семейные события и праздники. На занятиях в рамках дополнительного образования обучающиеся осваивают различные приемы украшения пасхальных яиц из дерева.
Что изготавливать - это индивидуальное дело ремесленника. Уровень мастерства с годами и опытом только возрастает, значит, и цена подобной продукции будет только расти. С продажей готовой продукции, даже если мастер проживает далеко от больших городов, проблем быть не должно. По Интернету можно связаться с крупными фирмами – посредниками, занимающимися сбытом подобных изделий как у нас в стране, так и за рубежом. А еще можно создать свой сайт, зарегистрироваться и открыть свой малый бизнес.
Перспективы развития проекта «Ремесленная мастерская».
- Развитие сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями:
- с МБОУ Заворонежским детским садом (проведение занятий, организация совместной ярмарки – выставки);
- с учреждениями СПО.
2. Введение в старшем звене элективных курсов, направленных на развитие предпринимательской активности обучающихся в сфере АПК.