Информационно - библиотечный центр

 

Информационно - библиотечный центр - это новое структурное подразделение школы.

Информационно - библиотечный центр функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки. Компьютеризация позволила раздвинуть рамки источников информации на различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. Информационно - библиотечный центр - это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждой школе. Он является важнейшим информационным и культурно - образовательным центром социума, так как от уровня информационно - библиотечного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования.

В информационно - библиотечном центре специальным образом организованы условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологии.

В информационно-педагогической среде, которую представляет собой информационно - библиотечный центр, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.

Существенным отличием самостоятельной работы в информационно - библиотечном центре от самостоятельных, дополнительных внеклассных занятий в кабинетах является то, что здесь ученику открываются широкие возможности для повторения, углубления имеющихся у него знаний, сравнения своих знаний с другими школьниками: из соседней школы, из другого района, города (благодаря телекоммуникационной связи с ними), а также для значительного расширения знаний в связи с использованием библиотечного фонда и многообразного фонда других информационных средств, возможностью через компьютер связаться с другими библиотеками и культурными центрами.

В информационно - библиотечном центре школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний: видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая.

Учителя в информационно - библиотечном центре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий и пр.

Непосредственно из информационно - библиотечного центра учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов.

Информационно - библиотечный центр - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки с помощью сотрудников информационно - библиотечного центра.

Учащийся, самостоятельно работая в информационно - библиотечном центре, приобретает здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков; прослушивать и просматривать видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей - для общешкольных мероприятий, школьного радио, видео клуба на базе школы для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре и пр. Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности.

Специфика информационно - библиотечного центра предполагает не только проведение достаточно большого количества механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы, индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива.

Внедрение средств новых информационных технологий в информационно- библиотечный центр способно преобразовать как рутинную работу сотрудника библиотеки, так и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс в ее условиях.


Комплекс мер ("Дорожная карта") по гражданско-патриотическому направлению деятельности информационно-библиотечного центра


Проект создания информационно - библиотечного центра

Приказ о создании информационно - библиотечного центра

Положение о информационно - библиотечном центре

Правила пользования

Должностная инструкция

Методические разработки:

ЧИТАЮЩАЯ МАМА – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ – ЧИТАЮЩАЯ СТРАНА

Час – размышления на тему: «Мир профессий»

Элементы книги

СЦЕНАРИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ

Самостоятельная работа с книгой

Библиотечный урок «Структура книги»

История создания книги

Как работать с печатными изданиями

История создания книги

Сезонные изменения в природе. Весна.

История возникновения информационных ресурсов общества

Дополнительная информация